Уважаемые родители!
22 — 26 апреля 2024г. объявлена Всероссийской Неделей психологии!
✅ Предлагаем практические советы психолога по воспитанию детей и выстраиванию с ними рациональных детско-родительских отношений
Крайне нерационально и бесполезно ругать детей!
Юлия Гиппенрейтер, детский психолог, пишет: «Чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится». Почему же так происходит? А потому, что воспитание ребенка – это вовсе не дрессура. Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы. А вы замечали такой обратный эффект?
Зачем вообще взрослые ругают детей? Чаще всего логика такая: «Сейчас я его отругаю, и он точно запомнит, как делать не надо». Спойлер: не запомнит. Запомнит другое — что в следующий раз надо хулиганить так, чтобы мама не увидела.
Второй важный момент: если ругать ребенка постоянно и по любому поводу, у него скоро возникнет «иммунитет» к этому виду воздействия.
✅ А как надо? Если ребенок что-то сделал не так, с ним нужно об этом поговорить. Объяснить. Выяснить причину, и, возможно, поддержать. Обязательно проговорите с ребёнком:
✔️ В чем именно он ошибся
✔️ Какие последствия у его поведения
✔️ Какие чувства он вызвал у вас своим поступком
✔️ Как нужно было поступить / Как поступить в следующий раз
Простая техника, которая поможет добиться от маленького ребенка необходимого действия:
Когда мы хотим, чтобы ребенок что-то сделал и выдвигаем требования в форме приказа или ультиматума, мы ставим его в положение подчиненного без права выбора. Простое действие (обед, уборка) приобретает негативный оттенок, становится повинностью. Чаще всего приказной и ультимативный тон вызывает реакцию отпора. Тогда родителю приходится прибегать к еще более силовому инструменту (крик, наказание за неисполнение)
✅ Как лучше формулировать требования к ребёнку?
✔️ Убираем негатив из формулировок, «приказ начальника» меняем на «дружескую просьбу».
✔️ Даем стимул к достижению цели: предложите после обеда, например, вместе поиграть в любимую игру, посмотреть мультфильм и т.д.
✔️ Формируем новую привычку общения Будьте последовательны и применяйте технику дружеских формулировок в течение дня в разных ситуациях. Очень скоро вы увидите, что многие вещи из ежедневной рутины могут приносить радость вместо стресса.
Как правильно хвалить ребёнка:
Как часто вы говорите своему ребёнку слово «Молодец» Если по любому незначительному поводу хвалить дежурной фразой одобрения, то похвала перестанет выполнять свои задачи. Надо понимать, зачем мы хвалим ребенка:
1. дать понять, что он сделал что-то правильно (положительно подкрепить)
2. мотивировать на последующие достижения.
✅Правила здоровой похвалы:
✔️Говорить, за что конкретно мы хвалим: «спасибо, что помог мне сделать что-то», а не «молодец» и «умница»»
✔️Хвалить процесс достижения цели и усилия ребенка, а не результат: «я видела, как ты старался!», «горжусь тем, что ты не сдался»
✔️Не использовать абсолютную степень: «ты самый лучший / красивый / сильный»
✔️Отличные фразы-помощники осознанных родителей:
1. Расскажи, как тебе это удалось?
2. Мне хочется смотреть на это снова и снова (слушать, пробовать)
3. Я рада, что ты нашёл в себе силы продолжать/прикладывать усилия/сделать это!
4. Какое интересное решение!
5. Твой мозг потрудился на славу!
6. Мне нравится ход твоих мыслей!
7. Вот это способ!
8. Ты справился, преодолел страх/стеснение/скуку!
9. С каждым разом у тебя получается все лучше и лучше!
10. Ты постарался, и у тебя получилось!
11. Это очень важная ступенька на пути к успеху!
12. Это ещё один успех!
13. Как интересно ты придумал: у тебя большой потенциал!
14. Так держать! Продолжай прикладывать к этому усилия!
15. Ты быстро учишься!
16. Я радуюсь твоим успехам!
17. Ты сделал то, что нужно!
18. Ты сделал ещё лучше/аккуратнее/выше/быстрее, чем в прошлый раз!
19. Ты на правильном пути!
20. Можно я покажу твою поделку/рисунок/тетрадь бабушке/папе/на работе и т.д.
Техники для снижения уровня тревоги и стресса
попробуйте эти простые упражнения, и вам, а значит и вашему ребенку, станет спокойнее!
✔️ Способ 1 – Упражнение «Алфавит» (подходит для детей и взрослых в ЧС).
Описание техники: выберите любую букву алфавита и постарайтесь отыскать вокруг себя как можно больше предметов, которые с нее начинаются. Сфокусируйтесь на них, рассмотрите и назовите их. Мозг воспримет эту информацию, как контроль над ситуацией. Вы постепенно начнете успокаиваться и приходить в себя. Эту практику можно проводить с детьми. После стрессовой ситуации такая «игра» поможет переключить внимание.
✔️Способ 2 – Техника «Заземление 5-4-3-2-1».
Описание техники: Нужно найти вокруг себя: џ пять вещей, которые вы можете увидеть; џ четыре вещи, которые вы можете потрогать; џ три звука, которые вы слышите; џ два запаха, которые чувствуете; џ один предмет, который можете попробовать на вкус. Эта техника работает за счет возврата в настоящий момент, в «здесь и сейчас», она помогает перевести внимание на вещи, которые находятся рядом.
✔️Способ 3 – Регуляция дыхания.
Описание техники: Эта техника является наиболее действенной и эффективной. При приступе паники дыхание учащается и становится неглубоким, неровным. Контролируя дыхание, вы нормализуете сердечный ритм, снизите кровяное давление. Итак, в чрезвычайной ситуации для начала сосредоточьтесь на своем дыхании. Не пытайтесь пока ничего менять, просто сконцентрируйтесь на процессе дыхания. Если ум, по своему обыкновению, начнет «блуждать» и отвлекаться мягко, но настойчиво верните внимание к дыханию. Сядьте удобнее, сделайте глубокий вдох и задержите воздух в легких на максимально возможное время. Это приведет к уравновешиванию содержания кислорода и диоксида углерода в легких и избавит вас от удушья. Затем перейдите к дыханию диафрагмой, то есть делайте медленные глубокие вдохи, а выдыхайте еще медленнее (прием 7/11 на тренировку диафрагмального дыхания): удобно расположитесь на стуле, согните ноги в коленях, расслабьте плечи и шею, положите одну руку на грудь, а вторую чуть ниже грудной клетки. Сделайте медленный вдох через нос, считая мысленно до 7. Вдох нужно сделать так, чтобы расширился ваш желудок, а грудная клетка осталась неподвижной. Медленно выдохните, мысленно считая до 11, напрягая мышцы живота, при этом грудь должна оставаться неподвижной. При дыхании ваша рука, лежащая ниже грудной клетки, должна двигаться, а рука, лежащая на груди, должна остаться неподвижной. Закрепить регуляцию дыхания можно техникой «5-2-5». Сделайте вдох в течение 5 секунд. Затем задержите дыхание на 2 секунды, потом сделайте выдох в течение 5 секунд. Повторите описанный цикл 5 раз.
✔️Способ 4 – Техника «Ныряльщик».
Описание техники: Набрать в тазик холодной воды, задержать дыхание и окунуть лицо. 30 секунд подержать. Также можно несколько раз умыться холодной водой или приложить лед к щекам (сделать самому себе криомассаж). Это запускает «рефлекс ныряльщика», активизируется парасимпатическая нервная система, замедляется сердцебиение и дыхание, человек успокаивается.
✔️Способ 5 – Техника «Цветное дыхание».
Описание техники: Выберите цвет, который представляет эмоции спокойствия, счастья и благополучия, которые вы хотите испытать. Можно ознакомить абонента с психологическими характеристиками каждого цвета. В качестве альтернативы вы можете просто позволить себе следовать за своим инстинктом. Выбрав цвет, представьте, что он полностью окружает вас, и почувствуйте, как с каждым вдохом он проникает через ваши ноздри, омывая вас изнутри и пропитывая приятными ощущениями. На выдохе представьте другой цвет, представляющий ваши страхи, тревоги и беспокойства, и визуализируйте, как он покидает ваше тело.
✔️Способ 6 – упражнение «Замедление»
Описание техники: Усадите себя на стул перед столом. Ваша задача закрыть глаза и сделать 5-6 глубоких вдохов и выдохов. Глубокое дыхание снижает уровень кортизола — гормона стресса. Возьмите чистый лист бумаги и яркий фломастер. Рисуйте большую спиральку от внешних краев листа к центру. Начните рисунок с обычной, свойственной вам скоростью, но с каждым новом витком замедляйте движение руки. Чем ближе к центру — тем медленнее. Рисуя, продолжайте глубоко дышать. Как это работает? Во время повышенной тревожности наше тело тоже ведет себя ускоренно — мы нервно ходим туда-сюда, суетимся, часто совершаем бесполезные движения. Осознанно замедляя свое тело, мы изменяем скорость мыслей, ведь все системы нашего организма стремятся к синхронизации.
Играем вместе с детьми
Совместные игры с детьми-отличный способ разнообразить досуг и поддерживать эмоциональную близость с детьми! Включайте семью в совместные игры и мероприятия, создавая дружественную атмосферу и способствуя единству. Простые и увлекательные игры для детей, которые можно организовать всего за пару минут! Вам понадобятся лишь несколько предметов из дома:
Видео 1 | Видео 6 |